Консультационный пункт для потребителей: ремонт техники

Фото: i1.wp.com

Гарантийный и не гарантийный ремонт техники регулируется Законом «О защите прав потребителей» (статьи 4-17, 19, 20, 23, 28, 29, 35), а также Правилами бытового обслуживания населения в РФ (утв. постановлением Правительства РФ № 1025 от 15 августа 1997 г.) и Перечнем товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (утв. Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998г.).

Что нужно знать, сдавая технику в сервис-центр и забирая ее из ремонта? Как быть, если вещь в сервис-центре не починили и/или испортили?

В каком случае потребителю могут предоставить аналогичный товар во временное пользование?

Начнем с того, что ремонт бывает гарантийный и не гарантийный (то есть платный). Первый осуществляется за счет продавца или изготовителя товара в течение срока действия гарантии и выполняется сервисными центрами, у которых заключены договоры с торгующей организацией или с изготовителем. Основанием для такого ремонта служит гарантийный талон или отметка в сервисной книжке о гарантийных обязательствах. Там же обычно указаны адреса специализированных центров для товаров данной торговой марки. Что касается не гарантийного ремонта, то здесь все гораздо проще: выбираете ремонтную организацию, платите деньги и ждете, когда вещь починят.

Сроки ремонта

В отношении гарантийного ремонта п. 1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает: «Если срок устранения недостатков не определен в письменной форме соглашением сторон, то эти недостатки должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа». А максимальный срок ремонта, установленный договором, не может превышать 45 дней. Если же продавец не успел отремонтировать товар за это время, то соглашением сторон может быть определен новый срок. Но при этом отсутствие запчастей, необходимого оборудования и другие отговорки не освобождают сервис-центр от ответственности и не являются основанием для нового срока. Что касается платного ремонта, то его срок должен быть оговорен в договоре, однако Закон не устанавливает максимальный период ремонта.

Если мастерская не успевает отремонтировать технику вовремя, потребитель вправе требовать выплаты неустойки (пени) за просрочку. Если речь идет о гарантийном ремонте, то неустойка составляет 1% от цены товара за каждый день просрочки (ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если же потребитель осуществляет ремонт за собственные деньги, пеня будет выше – 3%, но не более общей стоимости ремонта. В данном случае действует п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей». Кстати, обратите внимание: при гарантийном ремонте размер неустойки 1% ничем не ограничен. Расчет неустойки производится до дня завершения работ, а при длительной задержке в ее выплате – до дня фактического удовлетворения требования потребителя. Фактическое начало ремонта должно быть обозначено в договоре, чтобы обе стороны знали, от какой даты отсчитывать.

Требую аналог!

Если ремонт производится по гарантии, потребитель может потребовать, чтобы ему в трехдневный срок безвозмездно предоставили аналогичный товар на период ремонта. Такое право предоставлено п. 2 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей». Однако чтобы воспользоваться этим правом, потребитель сам должен заявить это требование сервис-центру (или продавцу товара). В то время как ремонтники по собственной инициативе не обязаны предоставлять такую замену. И еще. Существует Перечень товаров длительного пользования, на которые НЕ распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. В него входят:

  1. Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства.
  2. Мебель.
  3. Электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла).
  1. Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары).
  1. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.

Как видите, в этом Перечне нет мобильных телефонов, телевизоров, компьютерной техники и тому подобных товаров. Так что если вы, скажем, отдали в починку ноутбук или мобильник, то вполне можете потребовать, чтобы вам предоставили аналог на время ремонта.

Диагностика

У платного ремонта тоже есть свои особенности. Сначала вещь сдается на диагностику, за которую сразу же берут деньги. Когда будут получены результаты, потребителю сообщат, в чем именно заключается неисправность и во сколько встанет ремонт. Если владелец соглашается отдать вещь в починку, стоимость диагностики, как правило, засчитывается в цену ремонта. А если нет, то деньги за диагностику не возвращаются. Иногда клиенту требуется только диагностика и заключение о состоянии техники, а не ее ремонт. В таком случае сервис-центр обязан оформить не накладную на ремонт, а акт о приемке оборудования на диагностику. И, соответственно, за диагностику вы платите как за отдельную услугу.

Прием вещи после ремонта

Согласно п. 19 Правил бытового обслуживания населения в РФ при выдаче отремонтированной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов исполнитель обязан продемонстрировать их безупречную работу. Если обнаружится, что ремонт проведен с недостатками, то в соответствии со ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы);
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги (выполненной работы);
  • повторного выполнения работы (услуги);
  • возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом.
  • Также заказчик может отказаться от исполнения договора и рассчитывать на полное возмещение убытков, если в срок, установленный договором, исполнитель не устранит недостатки оказанной услуги (выполненной работы), а также, если владелец вещи обнаружит существенные недостатки услуги (работы) или иные существенные отступления от условий договора.

    Потребитель вправе настаивать на составлении двустороннего акта о выявленных недостатках. В дальнейшем такой акт потребуется при предъявлении требований сервисному центру о возмещении причиненного ущерба, а при отказе сервисного центра его возместить – для доказательства вины последнего в суде.

    С целью получения консультации по вопросам защиты прав потребителей, правовой помощи в подготовке претензий и исков потребители могут обращаться в консультационный пункт для потребителей Серовского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области по адресу: 629992, Свердловская область, город Серов, улица Фрунзе, дом 5, кабинет 25. Телефон 6-50-70.

    Т.А. ЧУЧКАЛОВА,
    специалист консультационного
    пункта для потребителей
     
    По теме
    Госдума готовится рассмотреть в первом чтении законопроект, по сути подключающий МФЦ к системе защиты прав потребителей.
    11.06.2018
    Всероссийская горячая линия по защите прав потребителей начинает работу – в связи с Чемпионатом мира - Орджоникидзевский район Екатеринбурга Роспотребнадзор информирует: до 15 августа будет работать Всероссийская горячая линия, посвященная защите прав потребителей в рамках Чемпионата мира по футболу 2018 года.
    05.06.2018
     
    Уже завтра - ярмарка вакансий: Центр занятости приглашает на встречи с работодателями - Орджоникидзевский район Екатеринбурга Межрайонный отдел занятости населения № 2, расположенный на ул. Комсомольской, 4, приглашает на «Ярмарку вакансий» - в мероприятии примут участие представители ведущих предприятий и компаний Екатеринбурга.
    24.09.2018
     
    news_2018-09-20_041 - Газета Серовский рабочий По традиции, еще до официального открытия 77-го театрального сезона, которое состоится 12 октября, чеховцы в сентябре начали свой очередной детский сезон, представив самый разнообразный и насыщенный репертуар для детей,
    24.09.2018 Газета Серовский рабочий
    Тренировки прибавят сноровки - Железнодорожный район Екатеринбурга В рамках Месячника по подготовке населения Железнодорожного района города Екатеринбурга к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций в АО «СМАК» 18 сентября прошла объектовая тренировка по теме:
    24.09.2018 Железнодорожный район Екатеринбурга
    23 сентября в пятом часу вечера на перекрестке улиц Ленина и Маркова произошло дорожно-транспортное происшествие с участием несовершеннолетнего водителя самоката.
    24.09.2018 Газета Серовский рабочий
    фотография: архив. Как сообщает пресс-служба МЧС по Свердловской области, 23 сентября в Нижнем Тагиле горела квартира на 9 этаже в девятиэтажном доме.
    24.09.2018 Вечерний Екатеринбург
    ​Павел Нерлер: о карте памяти Осипа Мандельштама - Ельцин Центр В Президентском центре Б.Н. Ельцина, в книжном магазине «Пиотровский», 14 сентября состоялась встреча с поэтом, филологом, председателем Мандельштамовского общества Павлом Нерлером.
    24.09.2018 Ельцин Центр
    По традиции, еще до официального открытия 77-го театрального сезона, которое состоится 12 октября, чеховцы в сентябре начали свой очередной детский сезон, представив самый разнообразный и насыщенный репертуар для детей,
    24.09.2018 Газета Серовский рабочий
    фотография: Фото предоставлено организаторами. В уральской столице прошёл ежегодной фестиваль молодёжных субкультур Рэперов традиционно в минувшие выходные собрал Центр культуры и искусств «Верх-Исетский» (пл.
    24.09.2018 Вечерний Екатеринбург
    Собранные Талицким межрайонным следственным отделом СК России по Свердловской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора 51-летней жительнице Тугулымского района.
    24.09.2018 Ural24.Com
    Евгений Грачев пополнил состав «Автомобилиста» - Администрация г. Екатеринбург Контракт с нападающим подписан сроком на один год. Екатеринбургский хоккейный клуб «Автомобилист» подписал двусторонний (КХЛ/ВХЛ) контракт сроком на один год с центральным нападающим Евгением Грачевым.
    23.09.2018 Администрация г. Екатеринбург
    На установку, перевозку и ремонт остановок потратят почти 300 тысяч рублей - e1.Ru Еще две остановки власти решили переместить На установку, перевозку и ремонт остановок потратят почти 300 тысяч рублей В Верх-Исетском районе Екатеринбурга соберут и установят три новых остановочных комплекса.
    24.09.2018 e1.Ru
    Энергетики Екатеринбургской теплосетевой компании  рассказали о  мерах безопасности  при проведении диагностики теплотрасс или  при  проведении ремонтных работ на одном из этапов молодежного городского  квеста «Уралсталк
    24.09.2018 EaNews.Ru