Консультационный пункт для потребителей: ремонт техники

Фото: i1.wp.com

Гарантийный и не гарантийный ремонт техники регулируется Законом «О защите прав потребителей» (статьи 4-17, 19, 20, 23, 28, 29, 35), а также Правилами бытового обслуживания населения в РФ (утв. постановлением Правительства РФ № 1025 от 15 августа 1997 г.) и Перечнем товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (утв. Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998г.).

Что нужно знать, сдавая технику в сервис-центр и забирая ее из ремонта? Как быть, если вещь в сервис-центре не починили и/или испортили?

В каком случае потребителю могут предоставить аналогичный товар во временное пользование?

Начнем с того, что ремонт бывает гарантийный и не гарантийный (то есть платный). Первый осуществляется за счет продавца или изготовителя товара в течение срока действия гарантии и выполняется сервисными центрами, у которых заключены договоры с торгующей организацией или с изготовителем. Основанием для такого ремонта служит гарантийный талон или отметка в сервисной книжке о гарантийных обязательствах. Там же обычно указаны адреса специализированных центров для товаров данной торговой марки. Что касается не гарантийного ремонта, то здесь все гораздо проще: выбираете ремонтную организацию, платите деньги и ждете, когда вещь починят.

Сроки ремонта

В отношении гарантийного ремонта п. 1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает: «Если срок устранения недостатков не определен в письменной форме соглашением сторон, то эти недостатки должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа». А максимальный срок ремонта, установленный договором, не может превышать 45 дней. Если же продавец не успел отремонтировать товар за это время, то соглашением сторон может быть определен новый срок. Но при этом отсутствие запчастей, необходимого оборудования и другие отговорки не освобождают сервис-центр от ответственности и не являются основанием для нового срока. Что касается платного ремонта, то его срок должен быть оговорен в договоре, однако Закон не устанавливает максимальный период ремонта.

Если мастерская не успевает отремонтировать технику вовремя, потребитель вправе требовать выплаты неустойки (пени) за просрочку. Если речь идет о гарантийном ремонте, то неустойка составляет 1% от цены товара за каждый день просрочки (ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если же потребитель осуществляет ремонт за собственные деньги, пеня будет выше – 3%, но не более общей стоимости ремонта. В данном случае действует п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей». Кстати, обратите внимание: при гарантийном ремонте размер неустойки 1% ничем не ограничен. Расчет неустойки производится до дня завершения работ, а при длительной задержке в ее выплате – до дня фактического удовлетворения требования потребителя. Фактическое начало ремонта должно быть обозначено в договоре, чтобы обе стороны знали, от какой даты отсчитывать.

Требую аналог!

Если ремонт производится по гарантии, потребитель может потребовать, чтобы ему в трехдневный срок безвозмездно предоставили аналогичный товар на период ремонта. Такое право предоставлено п. 2 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей». Однако чтобы воспользоваться этим правом, потребитель сам должен заявить это требование сервис-центру (или продавцу товара). В то время как ремонтники по собственной инициативе не обязаны предоставлять такую замену. И еще. Существует Перечень товаров длительного пользования, на которые НЕ распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. В него входят:

  1. Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства.
  2. Мебель.
  3. Электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла).
  1. Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары).
  1. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.

Как видите, в этом Перечне нет мобильных телефонов, телевизоров, компьютерной техники и тому подобных товаров. Так что если вы, скажем, отдали в починку ноутбук или мобильник, то вполне можете потребовать, чтобы вам предоставили аналог на время ремонта.

Диагностика

У платного ремонта тоже есть свои особенности. Сначала вещь сдается на диагностику, за которую сразу же берут деньги. Когда будут получены результаты, потребителю сообщат, в чем именно заключается неисправность и во сколько встанет ремонт. Если владелец соглашается отдать вещь в починку, стоимость диагностики, как правило, засчитывается в цену ремонта. А если нет, то деньги за диагностику не возвращаются. Иногда клиенту требуется только диагностика и заключение о состоянии техники, а не ее ремонт. В таком случае сервис-центр обязан оформить не накладную на ремонт, а акт о приемке оборудования на диагностику. И, соответственно, за диагностику вы платите как за отдельную услугу.

Прием вещи после ремонта

Согласно п. 19 Правил бытового обслуживания населения в РФ при выдаче отремонтированной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов исполнитель обязан продемонстрировать их безупречную работу. Если обнаружится, что ремонт проведен с недостатками, то в соответствии со ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы);
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги (выполненной работы);
  • повторного выполнения работы (услуги);
  • возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом.
  • Также заказчик может отказаться от исполнения договора и рассчитывать на полное возмещение убытков, если в срок, установленный договором, исполнитель не устранит недостатки оказанной услуги (выполненной работы), а также, если владелец вещи обнаружит существенные недостатки услуги (работы) или иные существенные отступления от условий договора.

    Потребитель вправе настаивать на составлении двустороннего акта о выявленных недостатках. В дальнейшем такой акт потребуется при предъявлении требований сервисному центру о возмещении причиненного ущерба, а при отказе сервисного центра его возместить – для доказательства вины последнего в суде.

    С целью получения консультации по вопросам защиты прав потребителей, правовой помощи в подготовке претензий и исков потребители могут обращаться в консультационный пункт для потребителей Серовского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области по адресу: 629992, Свердловская область, город Серов, улица Фрунзе, дом 5, кабинет 25. Телефон 6-50-70.

    Т.А. ЧУЧКАЛОВА,
    специалист консультационного
    пункта для потребителей
     
    По теме
    Госдума готовится рассмотреть в первом чтении законопроект, по сути подключающий МФЦ к системе защиты прав потребителей.
    11.06.2018
    Всероссийская горячая линия по защите прав потребителей начинает работу – в связи с Чемпионатом мира - Орджоникидзевский район Екатеринбурга Роспотребнадзор информирует: до 15 августа будет работать Всероссийская горячая линия, посвященная защите прав потребителей в рамках Чемпионата мира по футболу 2018 года.
    05.06.2018
    Неизвестные избили начальника штаба кандидата в депутаты Нагибина - Вечерний Екатеринбург В Екатеринбурге сегодня, 20 июля, вечером во дворе здания Совета ветеранов трое или четверо неизвестных жестоко избили Дениса ГРАМАТЧИКОВА - начальника штаба кандидата в депутаты Екатеринбургской городской Думы директора
    20.07.2018
     
     
    Полтора десятка полевских семей вышли  на юбилейный Парад колясок. На воздушном шаре, в лёгкой корзине, изготовленной из страниц полевской газеты «Диалог», на Парад колясок прилетел полуторагодовалый Ваня Кузнецов.
    18.07.2018 Газета Диалог
    Площадь перед Екатеринбургским театром оперы и балета в скором времени будет вымощена гранитной плиткой, а в сквере, который окружает храм Мельпомены, появятся новые дорожки с удобным и прочным покрытием, современные светильники,
    20.07.2018 Вечерний Екатеринбург
    Жильцы обнаружили тело около подъезда - e1.Ru Тело лежало рядом с подъездом Жильцы обнаружили тело около подъезда Сегодня ночью на Уралмаше жители дома № 97 на улице Восстания обнаружили во дворе у подъезда труп мужчины, под которым растеклась большая лужа крови.
    21.07.2018 e1.Ru
    Фото из соцсетей - КП Екатеринбург Знакомые знали, что девочка живет в ужасных условиях, но не шли в полицию, потому что "потом затаскают" Елена КОНОВА - На похоронах тело Полины накрыли белой тканью, она выглядела как пластиковая,
    21.07.2018 КП Екатеринбург
    Женщина пришла на мелкую операцию по коррекции фигуры, а в итоге была вынуждена бороться за свою жизнь Андрей ЛЕОНОВ Жизнь у сибирской девушки Мирославы (имя изменено по просьбе героя публикации,
    20.07.2018 КП Екатеринбург
    Сквер у Оперного начнут преображать в ближайшие недели - Вечерний Екатеринбург Площадь перед Екатеринбургским театром оперы и балета в скором времени будет вымощена гранитной плиткой, а в сквере, который окружает храм Мельпомены, появятся новые дорожки с удобным и прочным покрытием, современные светильники,
    20.07.2018 Вечерний Екатеринбург
    Тобольский кремль — единственный сохранившийся каменный кремль в Сибири - e1.Ru Едем покорять Сибирь, где работает музейный комплекс-заповедник федерального размаха Тобольский кремль — единственный сохранившийся каменный кремль в Сибири Тобольск — очень удобный,
    20.07.2018 e1.Ru
    Оргкомитет городского конкурса на эскизную модель скульптурного знакового объекта в городе Нижний Тагил принял решение объявить второй этап творческого соревнования, поскольку первый не выявил явного лидера.
    20.07.2018 Тагильский рабочий
    Генеральный директор Оргкомитета "Россия-2018" Алексей Сорокин Фото: Александр ГЛУЗ - КП Екатеринбург Уже неделю мы учимся жить без чемпионата мира. Привыкаем, что бесшабашные латиноамериканцы исчезли с улиц российских городов, а вечером безуспешно переключаем с канала на канал, в поисках футбола.
    21.07.2018 КП Екатеринбург
    Чем жгучая блондинка так полюбилась миллионам болельщиков во время чемпионата мира по футболу Дарья АСЛАМОВА Она стала королевой сердец на чемпионате мира по футболу в России.
    20.07.2018 КП Екатеринбург