По традиции, еще до официального открытия 77-го театрального сезона, которое состоится 12 октября, чеховцы в сентябре начали свой очередной детский сезон, представив самый разнообразный и насыщенный репертуар для детей, который точнее было бы назвать – для семейного просмотра.
И это позиция нашего театра, который взял курс в сторону подрастающего поколения. Неслучайно именно серовская драма стала первопроходцем среди театров Свердловской области в создании «бэби-театра», поставив спектакли для зрителей в возрасте от шести месяцев. И отныне нижняя граница возраста в театре, державшаяся много лет на отметке «5+», сползла до «0+»!
Но есть, к сожалению, несколько проблем, которые касаются не только нашего театра, но и всех российских театров в той или иной мере. Хочется их обозначить.
В театре всем интересно – и большим, и маленьким.
К сожалению, родители в большинстве своем считают, что театр должен только развлекать, не понимая, что современные спектакли помогают детям войти в сложный мир взрослых: дают возможность прикоснуться к противоречивым темам, найти ответы на вопросы о нравственном выборе, с которым маленькому человеку тоже приходится сталкиваться. В этом смысле мы идем иногда на определенный риск, предлагая необычные спектакли, которые надо детям (вместе со взрослыми) додумывать, дофантазировать. Но как быть, если взрослые не читали в детстве «Черную Курицу» или «Волшебник Изумрудного города», который идет у нас вообще без слов?.. И я лично была свидетелем того, как на «Черной Курице» один мальчик, спросив маму «кто такие рыцари?», услышал от нее: «Да откуда я знаю?». Ребенку важно задавать вопросы во время спектакля. И, конечно, хорошо, когда ему есть кому их задать. Но, к сожалению, взрослые не всегда готовы давать ответы, потому что пришло поколение родителей, которым не привита традиция посещения театра и культуры чтения.
Театр – это праздник для всей семьи!
И еще. Из года в год мы наблюдаем такую картину. До какого-то возраста родители приходят с маленькими детьми в театр. Но когда дети поступают в школу, эту миссию берут на себя учителя. Они приводят детей на спектакли целыми классами. Не всем такая практика нравится. Не нравится это и нам. Но мы понимаем, что для некоторых детей сходить в театр вместе со школой – порой единственная возможность. И это печально. Поскольку ребенок по-другому ведет себя с мамой, папой или бабушкой. Он чувствует себя «под крылом» родного человека. Мне кажется, что самая острая проблема кроется сегодня в семейном воспитании. До тех пор, пока родители не поймут, что не стоит нравственное и эстетическое воспитание детей перекладывать на школу, ничего не изменится. Конечно, такие учителя, которые не только приводят детей в театры, но и обсуждают с ними проблемы на примере театральных постановок, заслуживают, на мой взгляд, огромного уважения и благодарности. Потому что в рамках современной системы образования они это делать не обязаны. Они делают это по личной инициативе.
Убеждена, что когда в небольшом городе есть профессиональный театр, который уделяет огромное внимание подрастающему поколению, выпуская спектакли на все возрасты (начиная с грудного!), то не использовать эти возможности в воспитании детей, на мой взгляд, дремучая глупость!
«Сказка о рыбаке и рыбке» вызывает восторг у зрителей всех возрастов.
Хочется сказать еще и о том, что театр нынче тоже стал другим, он учитывает изменившееся время, изменившиеся запросы общества. Он тоже меняется, поскольку в театр пришло новое поколение молодых творческих людей, которые чувствуют, что и как ощущает сегодня ребенок, подросток. У театра появилась другая театральная лексика, другие нерв и ритм, нежели у режиссеров старшего поколения…
Есть у нас желание ставить больше спектаклей для подростков, которых очень сложно сейчас оторвать от своих гаджетов и девайсов. Спектакли «Дело чести» и «Отрочество» – это хорошая история, но не достаточная. Нужны новые пьесы.
Их поиску была посвящена Лаборатория по современной уральской драматургии для детей «Чехарда», которую мы провели в прошлом году и которая дала нам возможность поставить совершенно чудный спектакль по пьесе Елены Лукмановой «Медведина радость, или Сказка в полумраке». В нынешнем сезоне планируем провести еще одну Лабораторию по современной драматургии «Ремарка». Надеемся на какой-то новый прорыв в этой сфере – найти что-то такое, что будет отвечать на современные запросы подрастающего поколения. Хочется найти точки взаимопонимания с подростками, заинтересовать их каким-то важным, искренним и честным разговором посредством искусства. Но тут очень важна еще и «обратная связь» в виде заинтересованности работников образования, которые не торопятся идти нам навстречу…
На экскурсии в художественном цехе театра.
Чеховцы расширяют свое присутствие в городе, используя площадки вне театра, находя новых единомышленников в Серовском историческом музее, в библиотеках, в антикафе… В музее мы проводим выставки и мастер-классы, в детской городской библиотеке – совместные проекты, в антикафе – творческие вечера…
И, даже не имея собственного здания, мы умудряемся проводить экскурсии по нашим крошечным «цехам» и гримеркам, знакомя ребят с закулисьем, подогревая их интерес к театральному искусству. Нам нужны не просто зрители, но зрители с культурой «смотрения», которая приходит, в том числе, и из детства, из юности…
Театр – место, где человек развивает себя, развивает навыки общения, свободы, развивает интеллект, приобщается к культуре и учится быть самим собой. И интуиция ребенка подсказывает ему: Я ХОЧУ В ТЕАТР! Приведите своего ребенка в театр, подарите ему возможность гармоничного развития!
Да, Серовский театр драмы имени Антона Павловича Чехова не детский театр, но мы делаем и будем делать много всего самого хорошего и талантливого для детей и молодежи, а значит, для нашего будущего. В подрастающем поколении – наша надежда…
«СТИХтакль» – яркий поэтический спектакль.
Из отзывов зрителей, опубликованных на сайте театраОрфография и пунктуация сохранены
«Спасибо за удовольствие)) «Волшебник изумрудного города» Какой замечательный спектакль, очень необычный, яркий, красочный. Так много декораций, артисты на протяжении спектакля все время переодеваются, декорации меняются. И все это без слов…, только музыка, разная, тоже очень живая и подходящая под смысл спектакля. Какие артисты!!!! Они все в образе. Сидели на первом ряду. Дети, а также я, мама, и наша бабушка в большом восторге. Спасибо!!!! Пора на международные сцены показать наших!!!!» (Елена Миронова, 4 января 2018 г.)
* * *
«Прекрасный спектакль! Ребенок и я до сих пор под впечатлением! Музыка, актеры, декорации, костюмы, свет, анимация! Мы вновь достали с полки книгу «Волшебник Изумрудного города», чтобы ее перечитать, обратить внимание на детали. Во время чтения ребенок вспоминает, во что были одеты актеры, что и как показывали, и даже напевает мелодию, которую он запомнил. Спасибо всему коллективу, кто работал над этим спектаклем! Дальнейших успехов!» (С.И. Скороход, 6 января 2018 г.)
* * *
«У меня было такое ощущение, будто актеры не играли «СТИХтакль», а весело и беззаботно сами с собой играли в «детство», причем, очень заразительно! А Лена Федорова еще иногда смотрела в зал с такой хитрой улыбочкой: мол, что вы сидите? Видите, как у нас весело? Идите играть вместе с нами! И вообще, весь спектакль какой-то «летящий»: летают феечки, постоянно перемещаясь с места на место, летают предметы: огурцы, мячики, подушки, одеяло, летают на заднике люди по небу… И даже «Мальчик» – довольно «плотненький» – не кажется громоздким и тяжелым, а наоборот, похож на воздушный шарик, который вот-вот взлетит! Браво режиссеру, который придумал и сделал такой воздушный, летящий спектакль!!!» (Анна Кадочникова, 19 июня 2017 г.)
* * *
«Какая прелесть эта ваша «Сказка о Рыбаке и Рыбке»!!! Я давно так не смеялся. Куча придумок и аллюзий. И от «Лицедеев», и от «Маски-шоу», и от самого Корогодского. Очень хорошо происходит у вас общение с детьми. Может быть несколько пережали в «грозе» (долго и слишком много грохота и молний). Дети не пугаются? А в остальном – поздравляю молодого режиссера с отличным спектаклем. Хоть сейчас в «Ютуб» помещай, будет смотреться ничуть не хуже «окружения». Да, забыл отметить очень бережное отношение к первоисточнику. Практически, никаких искажений Пушкинского текста не заметил. Все актеры очень хороши». (театральный критик Алексей Кокин, 14 июня 2017 г.)
* * *
«Сколько бы не смотрела спектакль «Лиса и Медведь» (а я его смотрю уже в третий раз!), каждый раз получаю огромное удовольствие и каждый раз открываю в нем что-то новое… Нет в нем некоей «заигранности». Каждый показ – очень живой, энергичный, остроумный и в то же время завораживающий необычной певучей речью, притчевостью, старинными напевами… И как лихо справляются с очень непростыми задачами актеры. На этот раз – Ольга Хорук, Иван Долгих, Карина Пестова. В другом составе еще Наталья Котельникова и Катя Родина, которая сегодня встречала зрителей в образе Оранжевого Ежика… Все хороши, но Лиса… Мммм… Нет слов… Обаятельнейшая оторва… Каждый раз смотрю со своими детьми и удовольствие получаю не меньшее, чем они!..» (Анна Александрова, 8 сентября, 2018 г.)
Раида СТРУНКИНА,зав. литературной частью Серовского театра драмы им. А.П. Чехова
Фото предоставлены автором